А правильнее было бы назвать запись кратко: "НА ДНО!" И тут большой вопрос - имеется ли ввиду песня Жанны Бадалян aka Jane или выкрик Дэйви Джонса из "Пиратов Карибского моря".
Итак, всё началось летом, а вернее сказать, числа так первого сентября.

Наконец-то срослось и я отправилась на морскую прогулку в Новороссийске на теплоходике (и даже в компании!

). Увы, мы не добрались не то что до Дообского маяка, а даже из бухты не вышли!
Вроде и острова, который как бы продолжение косы, не достигли. Из позитивного - на пути в сторону открытого моря работала аудио-экскурсия, из которой самой запоминающейся частью для меня стал рассказ о затопление кораблей Черноморской эскадры... да вон там буквально их и топили! Особенно врезалось в память название "Свободная Россия" (первоначальное название - "Екатерина Великая"). Еще бы не запомнилось, вчитайтесь:
после пятикратного торпедирования на дно уходит "Свободная Россия". И фиг с ним, что линкор.
Но одно не давало покоя. Топил корабли эсминец "Керчь", а как бы с 2007 года Они знает, что "Керчь" лежит на дне неподалеку от Туапсе (этот факт сложно игнорировать, учитывая, что якорь-памятник сему событию находится прямо на набережной, а та в городе Т не слишком большая (не Новорос же), и надо крепко постараться, чтобы умудриться его не заметить). Отсюда вопрос: зачем "Керчь" топили под Туапсе? Как бы не ближний свет.
Ковырялась я в инфо-сетях, ковырялась, да только четкого ответа не обнаружила нигде... На викии есть отдельная статья про этот корабль, но причины ухода одного конкретного эскадренного миноносца к Кадошу там не осветили. Короче, Они пришла к закономерному итогу: обнаружению воспоминаний тогдашнего командира (
не капитана! это важно!) "Керчи". Аж в двух экземплярах. Лезть в простынку текста мелким шрифтом не хотелось: даже на беглый взгляд там куча имен, названий - а значит, во всё это придется вникать!

А мне-то нужно только узнать один маленький факт! Поэтому "записки" зависли во вкладках на рабочем компе до лучших времен.
Лучшие времена сейчас или нет - Они не знает. Но решила: "Хватит! Пора разобраться".

Мы имеем дело с морскими делами, поэтому я глубоко вдохнула и нырнула...
Сказать, что я не пожалела, значит, ничего не сказать!
Сердце обливается кровью, а глаза слезами, но убираю под кат, ибо иначе займет всю страницу!Первым Они надкусила этот кусок. Тогда мной еще владело малодушное желание отделаться малой кровью (а еще подозревала, что никакой конкретики может нигде вовсе не оказаться). Но вот взгляд выцепил абзац, в котором оговаривалось, что причины отойти к Туапсе были и они выше. Пришлось читать. И? Меня захватило, потащило, увлекло.
Увлекло так, что Они и второй кусок осилила! Сразу на берегу отмечу, что критику чужой книги едва надкусывала (потому что уже узнала, что хотела). А еще заметила в показаниях свидетеля расхождения (к примеру, во второй версии напрочь отсутствует гражданин Раскольников, хотя он и свидетель безусловно знакомы были), но ткнувшись таки на пробу в разбор воспоминаний того эмигранта (который составляет едва ли не половину первых заметок!), можно заключить, что верить Владимиру Андреевичу можно. Тут надо сказать, что очень отозвалось его возмущение по поводу восхищения Н. Р. Гутана в связи с затоплением флота Открытого моря немцами (да, я про Скапа-Флоу прочитала и про подлодку тоже!) . Как бы да, наши сделали тоже самое и раньше, но своим надо отсыпать брезгливого пренебрежения с горкой и фекалиями заполировать, а иностранцев возвести на пьедестал. Myötähäpeä, эта тенденция продолжается веками!
Но мы отвлеклись.
Итак, что мы имеем? Имеем фото мужчинки с усиками и смешной фамилией (его старший брат куда представительнее и Сергея Андреича тоже знаю в лицо!). Данный господин увел "Керчь" из Севастополя, когда приближались немцы (раз!), сохранил контроль над судном (два!), руководил потоплением эскадры и всех, кого собирался утопить - утопил (три!). В тех условиях это натуральный подвиг.
А еще Кукель В.А. увлекательно пишет!
Мое мнение: по этому материалу нужно снимать кино. Во время чтения прям картины вставали перед глазами не такие, конечно, но всё же
Идеально - забабахать полную кино-альтернативу: выдуманная страна, другие имена, не та форма. Царьпанк? Почему бы и нет? Именно так погружение будет полным, ведь с подобным раскладом зритель ощутит себя как и участники событий, то есть, не будет знать, отдадут ли условные немцы корабли после войны и чем всё кончится для угодивших в замес. А еще альтернатива дает минимальную надежду, что у бракованных патриотов не пригорит (самых упоротых не остановит, но этих когда и что останавливало?
).
Итак, исходные. Зачем корабли покинули базу в Севастополе и умчались в Новороссийск? Тут всё ясно. Советская Россия подписала Брестский мир. Первая Мировая для нашей страны закончилась. Нарушение мира - чревато. Отдать корабли? То такое. В общем, тут всё ясно - останавливаться не будем.
Зачем "Керчь" ушла топиться на Кадош? До начала чтения "записок" целиком Они было известно, что членам экипажа в финале предлагалось сесть на поезда в Туапсе и разъехаться в разные стороны. Пока придержим при себе вопрос: зачем им нужно было скрываться, как преступникам? Но если не затрагивать этот момент возникает еще одна мысль: в Новороссийске в ту пору не было железной дороги? Нет, говорят справочные материалы, вполне себе была. В общем, тут у нас наметились перебои с ясностью. Спойлер: рвануть в Туапсе и заметать следы пришлось из-за того, с какой веселой реальностью столкнулся в июне 1918 года экипаж отдельно взятого эсминца и весь Черноморский флот.
Диспозиция. Флот в Новоросе. Горючки особо нет. Боеприпасов тоже по минимуму. Провиант? Догадайтесь сами. Немцы приближаются: где-то там десант и наступление (чуть ли не в Темрюке!), да к тому же недалеко от Цемесской бухты видели угадайте чьи подлодки (об эффективности кайзеровских подлодок в ПМВ говорит хотя бы история с "Лузитанией"). Фактически всё Черное море стало территорией немецкого и турецкого флотов (по итогу они проиграют, да, но пока-то нет) - прорваться к своим? Если вы хоть раз видели карту морей и Россию на ней, понимаете, что тут без вариантов. О моральном состоянии экипажей даже заикаться не буду - это отдельная песня. И вот в таком счастье наваристом бульоне флот варится месяца два. Что дальше? В то время, когда мужчина с очень грустным лицом командующий Черноморским флотом отбыл из Новороссийска в Москву спасать флот (как бы всем было понятно, к чему дело идет), на одно из многочисленных собраний посвященных проблематике имени Николая Гавриловича прибыли представители Кубано-Черноморской республики в количестве двух штук: еврей плюс очень колоритный товарищ.
"Что за республика такая?" - подумала я.
Но вспомнила памятник Новороссийской республике и смутные воспоминания, что на югах в те года было много подчас чудесатых территориально-политических формаций. Викия вот говорит, что означенная Кубано-Черноморская существовала - барабанная дробь! - месяц!
Как бы неудивительно, что Они Сэй не в курсах: где я, где Кубань.
Но мы отвлеклись. В общем, собрались командующие кораблей и эта сладкая парочка из тогда еще Екатиринодара. Еврея трогать не будем, а вот второй гражданин и сказал то важное, из-за которого "Керчь" чисто на всякий случай (как утверждает командир корабля) двинула в Туапсе. Шел восемнадцатый год и те, кто пережил семнадцатый, имели настойчивое желание дотянуть до девятнадцатого. Итак, чтобы не засорять пост цитатами, приведу только конец той зубодробительной речи: "...если же флот себя потопит, то фронт придет в отчаяние, и я заявляю, что вся армия в количестве 47 тысяч повернет свой фронт на Новороссийск и подымет всех до одного моряков на свои штыки".
Нда.
Что случилось дальше? Самое естественное, что могло. Вновь приведу цитату: "Как только широкие массы узнали о результатах бывшего собрания, начало твориться нечто невероятное: почти поголовно, на бесчисленных митингах, начал процветать лозунг «сражаться до последнего снаряда» и неизменно сопровождающее его массовое дезертирство". Крики о сражении до последнего и дезертирство - этот союз воистину не знает себе равных! 
Остальное - уже история. Расцвеченная, впрочем, массой занятных деталей. Как то: командир миноносца «Дерзкий», которого облаяла команда "Керчи" (почему я как наяву вижу, какое выражение было на лице у Кукеля В.А.?
); сигнал «Судам идущим в Севастополь: Позор изменникам России!» и ответ на него «Ясно — вижу». Добрый старый «Международный кодекс мореплавания» снова не подвел. Пусть его придумали восемьдесят лет назад, но в те дни люди всерьез думали о том, с чем может столкнуться мореплаватель вдали от земли. Невольно задумаешься: а Владимир Андреич хоть спал в эти дни? Ведь ни минуты покоя! Что особенно заметно в первом варианте событий. Всего не пересказать, да я и не буду пытаться! Выходящая из строя техника, испаряющиеся на глазах не только члены экипажей, но и просто моряки в порту. Как вишенка в этом коктейле капитан «Свободной России», который буквально бросил свой корабль - и делайте что хотите. А еще стихийные митинги, которые иначе чем прямыми угрозами - то есть наведением орудий аж целого миноносца! - не остановить.
Но особенно мне запала вот эта цитата:
Не могу не отметить глубокого понимания своего долга командиром миноносца «Гаджибей» бывшим лейтенантом В. Алексеевым. Дело в том, что во время заседания пришел к нам председатель судового комитета того же миноносца и сообщил, что на «Гаджибее» команда окончательно деморализована и не представляется возможным предотвратить проникновение на миноносец разных подозрительных лиц. Он убеждал Алексеева не ночевать на «Гаджибее», а оставаться на «Керчи», так как он может во время сна сделаться жертвой провокаторов. Что за дела творятся??
Мы все убеждали Алексеева остаться ночевать на «Керчи», но он неизменно отвечал: «Последнюю ночь жизни моего родного миноносца я проведу на нем, вы и без меня сумеете его потопить».
Так как далее ни в одном из вариантов истории не указано, что же стало с командиром эсминца «Гаджибей» — лейтенантом Владимиром Александровичем Алексеевым (спасибо, что указали полные ФИО хотя бы!) Они начала волноваться за человека, который жил лет сто назад!
Но есть интернет и Они начала рыть.
В результате нарыла его полного тезку с условно подходящим годом рождения и карьерой во флоте (даже фото есть!). Всё хорошо, эмигрировал в Париж работал шофером, в пятидесятых переехал в США, где представился аж в 1966 году. В полных эмигрантских списках он тоже указан (да, перебирала - мне же интересно!). Есть только один нюанс: про потопление в Цемесе там сказано, но корабль - эсминец "Счастливый"!
Которого в растиражированном списке потопленных нет (и в указанных записках, и на памятнике на подъезде к Новоросу), то есть никто там его не топил. Более того, если доверять открытым источникам, данный эскадренный миноносец из Севастополя не вышел чисто по техническим причинам (и в списке командиров никакого Алексеева нет)! Да, в Цемесской бухте утопили несколько эсминцев класса "Счастливый", но "Гаджибей"-то к ним не относится.
И всё же я думаю, что в белоэмигрантких списках всё напутали (сухопутные крысы!
), а значит, у человека жизнь, может, и не удалась, но тем не менее это лучше, чем государственное убийство в 30-х. К слову об удавшейся жизни. Не описать словами, как странно читать о том, что командир эскадры всю оставшуюся жизнь шил дамские сумочки в Тунисе! 
В общем, вся эта история с флотом сподвигла во многое погрузиться и многое (хотя бы бегло) изучить.
В один прекрасный день с удивлением обнаружила себя на рассматривании генеалогического древа Кукелей-Краевских (почему-то оно есть только в вики-статье Сергея Андреевича), там же попутно узнавая судьбу ныне живущих потомков (например, сына В.А., которому как сыну врага народа пришлось несладко, но он тоже был еще тот кремень). Ну и опять же, это красиво белая форма - это тебе не Балтийский флот (но про вывод из Гельсингфорса тоже прочитала!). Любо-дорого посмотреть!
Угадаете, кто здесь крыса?
Что здесь некрасиво, так это то, что скрывается за фразой декабрьское избиение офицеров в Севастополе. Конкретики никакой, зато вполне ожидаемые разброд и шатание со стилями-календарями (я ни одной дореволюционной даты в отечественной истории не знаю! всё обычно так: "Год был 1380, а месяц август-сентябрь"), поэтому просто набрала в поисковике "декабрь 1917 Севастополь". А результаты...
Ох уж эти старорежимные выражения... Я ведь раньше тоже наивно полагала, что "погром" - это когда куча народу врывается в дом, бьет посуду, переворачивает стулья и как бы всё. 
Зато теперь стала понятна, тотальная нерешительность флотских офицеров (не кого-то, а военных, не один год сражавшихся на Великой войне!), местами граничащая с трусостью, и эти взгляды "как на Дон-Кихота".
Так вот факты. Предыдущий комсостав "Керчи" положили в том декабре на Малаховом кургане. И этим всё не закончилось. Очередной факт, чтобы было понятно все безумие ситуации: тот самый печальный человек с фотографии (клянусь, тогда как будто мода такая была - у морских офицеров снимки один печальнее другого - как будто все на жалость давят!), будущий командующий Черноморским флотом, еще в марте сидел под арестом, а потом немцы наступают и что? По всей видимости: "Вы нам очень нужны, Михаил Павлович! Принимайте парад!". Топить в гавани беззащитных людей и терроризировать мирное население - это тебе не отбиваться от регулярных войск, особенно немецких. Ни ума много не надо, ни смекалки! Вот так и становятся главкомами! Народная любовь к этому человеку была так велика (иначе до марта он просто не дожил бы), что даже после неудачной попытки спасти флот в Москве (спасибо Советам!), его не смогли расстрелять! Потому что матросы узнали и помогли сбежать! Надеюсь, им за это ничего не было. К слову сказать, балтийского командующего там же и тогда же отправили к праотцам за всё хорошее. Так вот неудачный расстрел - не конец истории. Саблин Михал Палыч не просто уехал из Мск куда подальше, а сбежал за границу, оттуда в Лондон (попутно некий Колчак из России умудрялся создавать ему препятствия там), а после - угадаете? - вернулся в тот же Крым.
Если это не верность долгу и отечеству, то я не знаю что. Хотя почти наверняка в Севастополе осталась семья... но все мы помним Тальберга, да? Тут надо сказать, что оставшиеся корабли немцы (когда проиграли) передали англичанам, а Саблин уболтал передать их в его ведение. Именно на них из страны и уезжали что в тех обстоятельствах - лучший выход. Но год смерти этого замечательного человека был указан 1920, и я напряглась.
А не тогда ли красные взяли Перекоп?
Фух, нет, причина смерти - рак печени. Нерадостно, но это лучше, чем столкнуться с некоторыми вещами, а так - как раз перед захватом скончался и упокоить честь по чести успели.
Что еще осталось сказать? Это было смутное, бурное, жестокое и совершенно непредсказуемое время. То, что творилось в Крыму - его концентрат. Не пить неразбавленным ибо несовместимо с жизнью. Дезертирство главкома в Румынию под предлогом поездки в Петроград накануне тех самых декабрьских событий, а потом спокойная служба Советам и смерть в своей постели (после ВОв!) - отличный пример избирательности жерновов истории. И если особо не просматриваться, всё происходящее даже может сойти за справедливость. ©
По итогу оставшийся флот заржавел в Бизерте в рекордные сроки. Вправду или всем так было удобнее - сейчас сложно понять.
Стоило ли все корабли топить в Цемесской бухте? Нет. Никогда не замечала, чтобы хоть кто-нибудь после разрушительно землетрясения говорил: а вот еще бы на полбалла посильнее... За корабли флота Открытого моря могу сказать, что вот их стоило топить дальше, глубже и бесповоротнее. То, что англичане с союзниками сделали с теми из них, что не получилось окончательно упокоить на дне или теми, что подняли, - не заслужили такой судьбы. Даже меня коробило - человека, крайне далекого от всяких морских дел. Ввиду удаленности моря. Какого? Да любого!
Кстати говоря, ответ на свой вопрос по поводу утопления "Керчи" на Кадоше Они могла узнать быстрее, если бы иначе сформулировала поисковый запрос. Ведь ранее экипаж эсминца в том же Новороссийске участвовал в очень некрасивой истории с убийством офицеров одного полка. Владимир Андреевич утверждал, что с тех пор команда сменилась. Почти наверняка это так. Командовать отведавшей крови сворой сложно. Но народу корабль действительно запомнился не лучшим образом, а время было такое - особо не разбирались. Топили ибо берегли патроны.
Но я ни о чем не жалею. Это было увлекательно и очень интересно. А новороссийский памятник показал, что эффект Манделы - существует!
Та самая "Свободная Россия" лежит себе спокойно на дне и ничто не тревожит ее покой. Каждый может сплавать посмотреть на нее, говорят, одно из любимых мест местных аквалангистов.
А завершу вновь цитатой. Совершенно неподражаемо!
Помним, что у тех, кто пережил зиму 1917-1918 своя мудрость! Хотя Они понимает, что раньше, похоже, в состав Ставрополья входила и Калмыкия.
Итак, вновь слово Кукелю В.А. Ведь после завершения всех описываемых событий он:
Вследствие чего я лично вынужден был сохранять строжайшее инкогнито от всех с рядом соответствующих приключений включительно до путешествия пешком 50 верст по песчаным пустыням Ставропольской губернии.
Вот это у людей были интересные времена!